Страницы

понедельник, 21 сентября 2020 г.

Консультация для родителей. Закаливание.

Консультация для родителей

«Основа принципов закаливания. Закаливание часто болеющих детей»

Картинки по запросу закаливание детей картинки

Ребенок получает из внешнего мира очень много раздражителей, под влиянием которых в его организме вырабатывается способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни без вреда для здоровья. Последовательное повышение сопротивляемости организма вредными влияниями окружающей среды и называется закаливанием.

Естественно, закаленный организм лучше переносит колебания внешней температуры, ветер, дождь, а также изменение степени физической нагрузки.

Закаленные дети отличаются здоровым, цветущим видом и высокой сопротивляемостью различным заболеваниям. У них обычно хороший аппетит, спокойный сон, веселое настроение. Такие дети могут долго находиться у открытого окна или форточки, хорошо переносят обтирание и обливание прохладной водой. Для них редки заболевания катаром верхних дыхательных путей, гриппом, воспалением легких и ревматизмом. Кроме того, они реже, чем незакаленные, заражаются инфекционными болезнями ( корью, скарлатиной, коклюшем, дифтерией и др.), а если болеют, то значительно легче и, как правило, без осложнений.

Основные средства закаливания – систематически используемые естественные факторы природы : воздух, вода, солнечные лучи. Насколько благоприятным будет влияние их на малыша, во многом зависит от вас, взрослые.

Очень сильным раздражителем является изменение температуры. Систематическое длительное применение закаливания ведет к образованию соответствующих условных рефлексов, при помощи которых организм приспосабливается к воздействиям внешней среды. Как же это происходит? Кора головного мозга обладает высокой пластичностью, то есть способностью приспосабливаться к раздражениям, поступающим из внешнего мира. Каждое раздражение, попадая через воспринимающие нервные окончания в кору мозга, вызывает возбуждение определенного участка и оставляет в нем след. При дальнейших повторных раздражениях ( холодным воздухом, водой и др.) происходит как бы наслаивание следов и образование временных связей, о есть условных рефлексов. При этом работа всех систем организма перестраивается.

Например, при раздевании ребенка и подготовке к обтиранию или обливанию прохладной водой у него нужным образом изменяется дыхание, кровообращение, состояние кожного покрова, повышается обмен веществ и резко увеличивается выработка тепла. Образно говоря, все внутренние силы быстро мобилизуются для предохранения его от переохлаждения.

Необходимо постепенно приучать ребенка к влиянию различных температур, что как бы тренирует нервную систему и обеспечивает регуляцию тепла в организме даже при резких колебаниях температуры вызывает переохлаждение или перегревание и приводит к различным заболеваниям.

 Процесс закаливания и сопряженные с ним изменения в системе регулирования функций обеспечивают повышение сопротивляемости организма ( устойчивости, резистентности) к воздействиям внешней среды. В основе закаливания лежит тренировка механизмов приспособления к имеющимся параметрам температуры, влажности, солнечной радиации, а также физическим нагрузкам. В процессе многократного воздействия факторов среды в реакцию включаются сначала имеющиеся механизмы адаптации, а затем возникают новые, более сложные ( приспособительные). В результате в организме формируется условно – рефлекторное включение механизмов приспособления, как только в среде возникают соответствующие возмущения параметров ( например, снижение или повышение температуры). Факторы среды в одних случаях при постоянном воздействии способствуют возникновению ( точнее, формированию) адаптивных реакций, в других, особенно если их сила достаточно высока, могут вызвать чрезмерную реакцию напряжения адаптационных механизмов, превращаясь в фактор мощного, не физиологического стресса.

 Закаливание  имеет богатую историю и возникло как средство подготовки воинов древней Спарты к перенесению тягот и лишений во время военных экспедиций. У спартанцев закаливание мальчиков и девочек начиналось с грудного возраста. С семи лет воспитывались в общественных домах в суровых условиях – в любую погоду ходили в облегченной одежде, босиком, купались в холодной воде.

 К настоящему времени усилиями физиологов, гигиенистов и педиатров разработаны и проверены на практике правила ( принципы), которыми следует руководствоваться в проведении закаливающих процедур у детей. В основу их положены принципы, обоснованные Г.Н. Спиранским :

- закаливание можно начинать и проводить далее только при полном здоровье ребенка;

- необходимо постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий;

- процедуры закаливания должны носить систематический характер, не иметь перерывов ( за исключением возможной болезни ребенка);

- следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст;

- начинать закаливание можно в любое время года, но предпочтительным является теплый период;

- закаливающие процедуры должны вызвать у ребенка положительные эмоции, в противном случае можно получить отрицательный эффект – негативное отношение, боязнь.

 Вместе с тем следует внести некоторые уточнения в устоявшиеся взгляды : изложенные выше и общепринятые в практике принципы закаливания все без исключения ориентированны на формирование устойчивости к холоду, хотя воздействие высоких температур на ребенка создает не меньше проблем, особенно летом.

Анализ физиологических механизмов адаптации к холоду показывает, что холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции в коже и подкожной клетчатке, благодаря наличию большого числа Холодовых рецепторов. Кстати, реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребенка. В противоположность этому сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии выражены у детей слабо, да и число тепловых рецепторов во много раз меньше, чем холодовых.

Следовательно, рациональное построение тактики приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды должно базироваться на сочетании разнонаправленных температурных воздействий – на температурных контрастах. Именно использование воздействий контрастных температур обеспечивает оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышает эффективность закаливающих процедур.

Можно ли использовать закаливающие процедуры, если ребенок часто болеет респираторными заболеваниями?  Не только можно, но и нужно. Методы им приемы закаливания должны носить щадящий характер и подбираться строго индивидуально с учетом состояния здоровья ребенка. Естественно, во время болезни и в период выздоровления закаливающие мероприятия применять не рекомендуется. Некоторые педиатры советуют использовать следующий прием : назначать часто болеющим детям закаливающие процедуры по схеме н-2 в течение 2-3 месяцев, а затем по  схеме н-1 ( где н- возраст ребенка). В соответствии с этими схемами 6 –летнего часто болеющего ребенка следует закалять сначала как 4-летнего, а затем как 5-ти летнего, пока у него не нормализуется самочувствие. Думается, в этом есть определенная логика, так как частые респираторные заболевания свидетельствуют об отставании у ребенка физиологических механизмов терморегуляции, сниженности иммунитета и слабой сопротивляемости к инфекциям.

 Луи Пастер впервые установил, что охлаждение активизирует жизнедеятельность патогенных микроорганизмов, к примеру, стафилококков и вирусов, в результате чего развивается острое респираторное заболевание. У незакаленного  ребенка, подвергшегося охлаждению, число бактерий в слизистой оболочке носа возрастает в 100 раз!

 В настоящее время, когда в ряде районов Беларуси на фоне неблагоприятных экологических условий у детей заметно снижен иммунитет, особое внимание следует уделять процедуре закаливания, индивидуально дозируя действие природных факторов.

Закаливание природными факторами

Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Старшие дошкольники умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды 36-37 градусов. Далее она снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.

Процедура такого закаливания может включать в себя игровые составляющие. Тогда она приобретает более осмысленный и произвольный характер. Для этой цели может быть использована развивающая игра с элементами звуковой гимнастики «Волшебный напиток». (приложение 1 )

Организм человека постоянно подвержен воздействию разнообразных природных явлений, в том числе  и неблагоприятных. На нас действуют холод и жара, резкие перепады  атмосферных давлений, магнитные аномалии.

Обрести устойчивость к неблагоприятным природным воздействиям позволяют закаливающие тренировки.

Посредством систематического закаливания достигается определенная устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды и вырабатывается невосприимчивость к заболеваниям. Крепкое здоровье и устойчивость к заболеваниям определятся состоянием защитных сил организма, а последние в  свою очередь находятся в прямой зависимости от степени закаленности всего организма и отдельных его систем, что достигается, наряду с физическими, и специальными закаливающими тренировками с использованием факторов природы воздуха, воды, солнца, холода и жары.

У незакаленного человека защитные силы организма слабы от того-то он и подвержен заболеваниям, особенно простудно – вирусного характера.

Обычно охлаждение провоцирует у незакаленного человека развитие хронических заболеваний.

Приступая к закаливанию природными факторами, важно знать и учитывать следующее:

  1. Закаливание нужно начинать с простых форм ( воздушные ванны, обтирание прохладной водой), заниматься им систематически, строго дозируя закаливающие нагрузки с учетом индивидуальных возможностей), переходить к более сложным формам только после соответствующей подготовки.
  2. В теплые погожие дни хорошо почаще обнажать тело, подвергая его воздействию воздуха и солнца в пределах времени, допускаемого состоянием здоровья и степенью закаленности.
  3. Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе и при этом одеваться нужно так, чтобы не испытывать продолжительное время ни ощущения холода, ни избытка тепла. Головной убор в холодный период года носить обязательно. 
  4. Спать следует в не слишком мягкой постели, оставляя открытой форточку на ночь. Даже в сильные морозы держать ее необходимо слегка приоткрытой.
  5. Очень важно приучить себя ежедневно утром и вечером полоскать носоглотку и мыть ноги холодной водой.
  6. Ни в коем случае не злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода – не допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении – покраснении кожа и перегрева тела.

Закаливание воздухом. Закаливание воздухом – простейшая, наиболее доступная и легко воспринимаемая форма закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, чем оберегает его от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердца и сосудов.

Такое закаливание можно проводить даже не раздеваясь, за счет длительного пребывания на открытом воздухе, независимо от времени года и природных условий. Одеваться при этом нужно легко и свободно, но соответственно погодным условиям: чрезмерное укутывание будет препятствовать закаливанию.

Наиболее доступная и распространенная форма закаливания – воздушные ванны. Принимать их лучше всего в теплые погожие дни, в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений), продолжительность процедуры дозируется сугубо индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, в соответствии с температурой и влажностью воздуха. Допускать ощущение холода дольше у минут не рекомендуется.

Начинать прием воздушных ванн нужно при температуре воздуха не ниже комнатной (+ 16 … 18º С) с пяти минут, к концу месяца довести до 20-30 мин.

Следует помнить, что постоянное пребывание в закрытом помещении с повышенной температурой воздуха снижает способность организма противостоять простудным заболеваниям. Благоприятно воздействует на организм колебание суточной температуры. Контрастность температур воздуха надежно закаливает организм. Легче всего при температуре ниже 16º С находиться в активном движении. В теплом помещении надо стремиться оставаться в легкой одежде.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. При их воздействии на обнаженное тело происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расширяются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость организма к заболеваниям.

Загорать лучше всего в теплые солнечные дни во время отдыха, в движении, в полутени деревьев. Совершенно ошибочно подчас судят об эффективности закаливания солнечными лучами по степени загара. Стремясь получше загореть, многие остаются на солнце недопустимо долго, что приводит к перегреву организма, ожогам кожи и тепловым ударам. Нельзя забывать, что злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные нарушения в организме, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, а при повышенной радиационной активности солнца – даже привести к лейкемии.

Вот почему, начиная принимать солнечные ванны, необходимо строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, а также климатические и радиационные условия солнцестояния, воздействующие на интенсивность солнечного облучения. 

При наличии существенных отклонений в состоянии здоровья, прежде чем начинать прием солнечных ванн, необходимо проконсультироваться у врача, с целью определения индивидуального режима закаливания солнцем.

Тем, кому по состоянию здоровья солнечные ванны противопоказаны, можно заменить их воздушными с частичным использованием рассеянных и отраженных солнечных лучей.

Плохое самочувствие, слабость, ухудшение сна и аппетита могут служить признаками неблагоприятного воздействия солнечного облучения на организм.

Хождение босиком. Это одно из самых древних средств закаливания. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм. Ведь между подошвой и слизистой оболочкой дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь. Так, при местном охлаждении ног у незакаленного человека резко понижается температура слизистой носоглотки, вследствие чего обычно появляется насморк и кашель. Обувь создает для ног постоянный комфортный микроклимат. При любом случайном охлаждении стоп, человек рискует простудиться. Хождение босиком способствует активности термо- и механорецепторов стопы, а значит и надежной адаптации организма к местному охлаждению.

Хождение босиком кроме закаливающего воздействия на организм оказывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены не только терморецепторы, но и активные биологические точки, рефлектор связанные со всеми частями тела и органами. Через стопы босохождение оказывает тонизирующее воздействие на весь организм.

Закаливание водой. Воду называют эликсиром жизни. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде в сочетании с интенсивными физическими упражнениями – мощный стимулятор бодрости и неиссякающий источник здоровья.

Действительно, закаливание водой является общедоступным и наиболее эффективным средством укрепления здоровья. Даже кратковременные холодные обливания действуют на центральную нервную систему (ЦНС), снимают утомляемость.

Главным достоинством закаливания водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой готовности».

Приложение 1

Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла

Игра «Волшебный напиток»

   Дети садятся на ковер в позе факира, перед ним ставится вода в бокале температурой 36-38 градусов.

   Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова:

Я хороший, добрый ребенок,

Всем детям и взрослым я желаю здоровья,

Пусть все будут добрыми и красивыми,

Милыми и счастливыми, а…у…м…

Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные – такие, какие подсказывает собственное воображение.

      Водичка вкусная и приятная.

      Я никогда не буду болеть. Я – здоров.

Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а…а…а…», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода. Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 8-10 градусов с целью достижения закаливающего эффекта.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий